Русские танки => Тяжелый танк КВ



Тяжелый танк КВ


       В феврале 1939 года группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка с дизелем, названного КВ (Клим Ворошилов). В сентябре прототип танка был представлен на государственные испытания и успешно их прошел. Вскоре после начала советско-финской войны (29 ноября 1939 г.) прямо с завода отправились на фронт два КВ. Уже 17 декабря танки КВ хорошо показали себя в бою. Четко проявились их преимущества: толстая броня и достаточно сильное вооружение. По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года танк КВ был принят в производство.
        С лета 1940 года начался серийный выпуск танков КВ-1 так называемого образца 1940 года. Корпус его со всех сторон имел толщину брони 75 мм, такой же она была и на башне. Вооружен танк 76,2-мм пушкой Л-11 и тремя пулеметами ДТ (один в кормовой нише башни). Иногда устанавливался и зенитный пулемет. Боекомплект пушки 111 выстрелов. Одновременно шел выпуск танков КВ-2 со 152-мм гаубицей М-10, установленной в высокой башне. Боекомплект гаубицы из 36 выстрелов раздельного заряжания включал бетонобойные снаряды массой 40 кг и бронебойные массой 51 кг. Три пулемета дополняли вооружение. Танки КВ-2 по существу являлись самоходными артустановками, так как огонь они могли вести только с места. Масса их достигала 52 т, экипаж состоял из шести человек, скорость — 34 км/ч.
        В начале 1941 г. КВ-1 был модернизирован: на нем установили улучшенную 76,2 мм пушку ЗИС-5 (длина ствола 41,6 калибра), а также увеличили путем экранирования толщину лобовых деталей корпуса до 95 мм. Сварная башня имела броню толщиной 75 мм. На части машин ставили литую башню массой 7 т со 105-мм броней — немалое технологическое достижение для того времени.
        В 1940 году промышленность дала 243, а в первом полугодии 1941 года — 393 танка КВ-1 и КВ-2. КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, имел то же вооружение и уступал ему в скорости и подвижности, Его превосходство над немецкими танками в начале войны было еще более разительным, чем превосходство «тридцатьчетверки». Ни одно немецкое танковое или противотанковое орудие не могло пробить брони КВ. Однако танк не был лишен ряда недостатков — сказалась спешка при разработке. КВ был прост в устройстве, но не очень надежен в эксплуатации. Это особенно относилось к главному фрикциону, КП, бортовым фрикционам. Недостаточной была и маневренность.
        С началом Великой Отечественной войны Кировский завод был эвакуирован в Челябинск и разместился на территории Челябинского тракторного завода. Новый завод решением правительства был переименован в Челябинский Кировский завод (ЧКЗ). Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развертыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было построено уже 2553.
        В ходе боевых действий выявилась необходимость увеличить подвижность танка КВ и усовершенствовать некоторые конструктивные решения. Во второй половине 1942 года была проведена модернизация танка (ведущий конструктор Н.Ф. Шамшурин). Новая машина, получившая обозначение КВ-1С (С — означало скоростной), имела вес 42,5 т. Снижения веса удалось достигнуть за счет уменьшения толщины брони (например, бортов корпуса до 40мм) и сокращения размеров корпуса и башни. Толщина брони литой башни — 82 мм. Вооружение — 76,2 мм пушка ЗИС-5 или Ф-34 (боекомплект — 90 или 114 выстрелов) и те же три пулемета. Танк получил командирскую башенку с пятью стеклоблоками. Были вновь сконструированы ГФ и КП. Усовершенствованы системы охлаждения и смазки. В результате скорость возросла до 42 км/ч. Танк КВ-1С состоял в производстве около года (выпущено 1087 единиц). На его базе создана самоходная установка СУ-152.
        В то же время был налажен выпуск огнеметного танка КВ-8, сначала на базе КВ-1, а потом — КВ-1С (КВ-8С). Построено соответственно 102 и 35 машин.
        Последней серийной модификацией танка КВ была модель КВ-85, выпускавшаяся осенью 1943 года (143 машины). На несколько измененном корпусе КВ-1С устанавливалась литая башня, разработанная для будущего танка ИС-1 с толщиной брони 100 мм и с 85-мм пушкой Д-5, спаренной с пулеметом ДТ. Справа от водителя, располагавшегося, как и на всех танках КВ посередине, устанавливался неподвижный курсовой пулемет. Боекомплект пушки состоял из 70 выстрелов и 3276 патронов. Масса КВ-85 по сравнению с КВ-1С увеличилась до 46 т, скорость составила 42 км/ч. Хотя огневая мощь и броневая защита усилились, отмечалась недостаточная надежность трансмиссии.
        В конце 1943 года танк КВ был сменен в производстве новым тяжелым танком ИС-1. Всего же за три с половиной года было выпущено более 4700 танков КВ различных модификаций: из них КВ-1 около 3200, КВ-2 — 213.
        КВ оказался хорошо защищенным тяжелым танком. Инициатива в танковых единоборствах до конца 1942 г. принадлежала этим машинам.

Тактико-технические характеристики
Масса в снаряженном состоянии:47500 кг
Экипаж:5 чел
Длина:6570 мм
Ширина:3320 мм
Высота:2710 мм
Клиренс:430 мм
Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом:4330 мм
Ширина траков:650 мм
Удельное давление на грунт:0,77 кг/см кв.
Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона:75 мм/60°
Башня/угол наклона:75 (95)мм/70-75°
Борт/угол наклона:75 мм/90°
Корма/угол наклона:60-75 мм/90°
Крыша:30-40 мм
Днище:30-40 мм
Вооружение:76,2-мм пушка Л-11обр. 1939г (Ф-32 обр.1940г), четыре 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект:135 выстрелов, 2772 патронов
Углы вертикального наведения:-4°; +25°
Двигатель:В-2К, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения
Количество передач:5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака:600 л.
Расход топлива по шоссе на 100 км.240 л.
Мощность двигателя:500-600 л.с. при 2000 об/мин
Скорость по шоссе:34 км/ч.
Запас хода по шоссе:250 км
Преодолеваемые препятствия:
Подъем:36 град.
Ширина рва:2,7 м
Высота стенки:0,87 м
Глубина брода:1,6 м


На главную =>
К оглавлению =>