Русские танки => Т-72

T-72


        Т-72 создан коллективом танкового КБ вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле, принят на вооружение Советской Армии в 1973 г. Серийное производство продолжается и сейчас.
        Вооруженная гусеничная машина высокой проходимости, полностью бронированная... Как бы далеко ни шагнуло танкостроение, это определение останется для танка классическим. Не случайно в начале века конструкторы называли эти машины сухопутными крейсерами. Да и сейчас в них прежде всего ценится огневая мощь, броневая защита, высокая проходимость, а также способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения.
        Средний танк Т-72 полностью соответствует этой характеристике. Больше того, в его конструкции учитывались и современные методы ведения войны, предъявляющие «сухопутным крейсерам» такие требования, о которых сорок лет назад люди и не задумывались... Световое облучение, радиация, ударная волна ядерного взрыва... Сегодня от всех этих факторов бронетехника должна обеспечить человеку надежную защиту.
        Остановимся поподробнее на особенностях конструкции и боевых возможностях Т-72.
        Начнем с главного — с вооружения. Основное оружие танка — 125-мм гладкоствольная пушка. Есть также спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и зенитная установка с 12,7-мм пулеметом, размещенным на командирской башенке.
        Пушка Т-72 предназначена для поражения танков, самоходно-артиллерийских установок противника и других бронированных целей. Применяется она также для подавления различных огневых средств противника, в том числе и таких важных, как противотанковые управляемые ракеты. Тактико-технические характеристики танковой пушки позволяют экипажу успешно решать в бою подобные огневые задачи независимо от времени суток. Ведь Т-72 может стрелять ночью так же, как и днем.
        Да, танк наших дней может "видеть" и в темноте. Его пушка имеет инфракрасный прицел, благодаря которому наибольшая прицельная дальность стрельбы в ночных условиях достигает 800 м. Без малого — километр! Мог ли экипаж прославленной тридцатьчетверки в годы Великой Отечественной войны мечтать о том, чтобы на такой дистанции, да еще ночью, неожиданно ударить по противнику бронебойным снарядом? А ведь в современном бою такое не исключено.
        Что же касается наибольшей прицельной дальности стрельбы днем, то она достаточно впечатляюща — до 4 км. Соответственна этому и дальность прямого выстрела: при стрельбе бронебойным подкалиберным снарядом она достигает порядка 2100 м.
        Примечательно, что с закрытой огневой позиции стрельбу можно вести на дальность до 9400 м. Применяются для этого осколочно-фугасные снаряды. Причем закрытой огневой позицией считают такую, где само огневое средство, а также вспышки, дым и пыль от выстрелов надежно скрыты от наземного наблюдения противника. Заняв закрытую огневую позицию, танки уподобляются в этом случае артиллерийским орудиям. Точнее, самоходным орудиям. Такое боевое качество танка делает его применение особенно ценным. Заряжение пушки осуществляется раздельно; сначала в зарядную камеру подается снаряд, к примеру, осколочно-фугасный, массой 33 кг, а затем и гильза с пороховым зарядом и средством воспламенения. Интересно, что все эти операции выполняет автомат заряжения. Рука человека не касается ни снаряда, ни гильзы. А скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту.
        Так проявляются на практике достижения научно-технической революции в военном деле. В силу этого отмирают и традиционные воинские специальности, появляются новые.
        В экипаже Т-72, например, уже нет заряжающего. Его место занял автомат. Экипаж состоит теперь только из трех человек; командира, наводчика и механика-водителя.
        Командир и наводчик находятся в боевом отделении, которое располагается а средней части машины и отделено перегородкой от силового отделения. Справа от пушки сидит командир, слева—наводчик. Место механика-водителя— в отделении управления. Члены экипажа могут свободно переходить из одного отделения в другое.
        Основные детали и механизмы танковой пушки; ствол, затвор с полуавтоматикой, люлька с противооткатными устройствами, механизмы наводки, ограждение со спусковым механизмом. В принципе они выполняют те же функции, что и в артиллерийском орудии.
        Об одной особенности танкового орудия стоит рассказать особо. Дело в том, что его пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения. Что это значит? Представьте себе, что наводчик обнаружил цель и наводит перекрестие прицела в его самое уязвимое место. Для этого он плавно вращает маховики механизмов наводки. Готово! И с этого мгновения специальное устройство — стабилизатор — фиксирует, а проще говоря, «запоминает» наводку пушки и удерживает ствол в этом положении. Самое интересное то, что танк в это время может делать все, что угодно; стоять на месте, двигаться вперед или назад, разворачиваться вправо или влево.
        Теперь для производства прицельного выстрела необязательно останавливать бронированную машину, это даже опасно — она сразу же становится неподвижной мишенью.
        Применение стабилизатора в корне изменило тактику боя. В самом деле, теперь не имеет значения, что танк мчится по неровностям, его корпус бросает из стороны в сторону— ствол пушки остается неподвижным. Он как привязанный «смотрит» в точку прицеливания, и наводчик поражает цель практически с, той же точностью, как и при стрельбе с места. Надо ли говорить, насколько успешно при этом можно вести противоборство с различными противотанковыми средствами.
        Масса танка — 41 т. Это нормально для системы такого вида. Но среднее удельное давление всего 0,83 кгс/см2, не больше, чем от ступней взрослого человека. А раз так, то и движется машина легко, какой бы неровной ни была поверхность. Это, кстати, позволяет и величина клиренса, составляющая почти полметра (точнее — 470 мм).
        Танк Т-72 может смело идти в гору, если угол ее подъёма не превышает 30°. При этом угол крена в ту и другую сторону допускается до 25°. Преодолевает ров шириной до 2,8 м. С ходу берет вертикальную стенку высотой до 0,85 м. И немудрено - максимальная мощность его двигателя 780 л.с.
        Но бывают препятствия и иного рода. Например, река. Плавать эта машина не умеет. Что делать? Ведь реку не объедешь. Если разведчики доложат, что глубина брода не более 1,2 м, танк преодолеет и эту водную преграду. Преодолеет он ее даже при глубине реки значительно больше, например 3, 4 или даже 5 м. Правда, способ форсирования водной преграды в этом случае иной. Здесь экипажу надо готовить ОПВТ — оборудование для подводного вождения танка. Машина может передвигаться по дну под водой на протяжении целого километра, а над ее поверхностью останется лишь воздухопитающая труба, чтобы члены экипажа могли дышать, а также для обеспечения работы двигателя.
        Для установки воздухопитающей трубы и на другие подготовительные операции экипажу требуется всего 20 мин. А после преодоления преграды буквально через 1—2 мин танк готов открыть огонь по противнику из всего вооружения.
        Необычен в конструкции Т-72 и еще один механизм — самоокапыватель. Допустим, потребуется отрыть для танка окоп. Даже по минимальным его габаритам «ямка» понадобится размером 10х4,5х1,2 м — 54 кубометра! Вот сколько грунта пришлось бы перекидать экипажу из трех человек обычными лопатами.
        Но современным танкистам заниматься такой работой но приходится. Вместо них действует самоокапыватель, напоминающий небольшой бульдозерный нож. Из походного положения в рабочее он переводится всего за одну-две минуты. Ну а затем танк начинает работать как мощный бульдозер: укрытие для себя в песчаном и супесчаном грунте он отрывает за 12 мин, а в глинистом — за 20 мин. Танк оснащен оптическим прицелом-дальномером со стабилизатором в вертикальной плоскости, который автоматически вырабатывает углы прицеливания в соответствии с измеренным расстоянием для трех типов снарядов и поправки на изменение дальности до цели и угла прицеливания при движении танка.
        Двигатель - 4х-тактный многотопливный дизель В-46 максимальной мощностью 780 л. с. - расположен поперек левой части моторного отделения. Трансмиссия - механическая.
        Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматическим противопожарным оборудованием трехкратного действия, ОПВТ и ТДА. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими лопастными амортизаторами. Гусеницы с резинометаллическим шарниром.

Модификации
Т-72К (1973 г.) - командирский танк.

Т-72А. С 1979 по 1985 год в серийном производстве находился танк Т-72А. Основные отличия от базового образца заключались в установке лазерного прицела-дальномера ТПДК-1, ночного прицела-наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошных бортовых противокумулятивных экранов, системы 902Б запуска дымовых гранат, пушки 2А46 вместо 2А26М2, ночного прибора механика-водителя ТВНЕ-4Б, двигателя В-46-6.

Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.

Т-72М. С 1980 г. на базе Т-72А выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем и Т-72М1, который отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя. Танки этой серии экспортировались в страны бывшего Варшавского договора, Индию, Ирак, Сирию, Алжир, Кувейт, Ливию, Финляндию, Югославию. В ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии.

Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.

Т-72Б. С 1985 года производился танк Т-72Б, который от Т-72А отличался в основном установкой стабилизатора 2Э42-2 вместо 2Э28, комплекса управляемого вооружения, съемной контейнерной динамической защиты, двигателя В-84 вместо В-46-6.

Т-72Б1. вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.

Т-72С. Экспортный вариант Т-72Б (первоначальное обозначение - Т-72М1М). Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов для пушки.

        На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2 и др.

Технические характеристики
Длина9.5 м
Высота3.6 м
Ширина2.2 м
Масса41 т
Двигательмноготопливный дизель В-46-6
Мощность780 л.с.
Максимальная скорость60 км/ч
Дальность550-650 км
Преодолеваемые препятствия:
- высота насыпи0.8 м
- глубина водного препятствия1.8 м
- ширина рва2.8 м
Броняпротивоснарядная комбинированная
Вооружение125-мм гладкоствольная пушка, 12.7-мм пулемет НСВ, 7.62-мм пулемет ПКТ.
Запас боеприпасов39 снарядов, 300 патронов калибра 12.7 и 2000 - 7.62
Экипаж3
ПроизводительУралвагонзавод
Год принятия на вооружение1976


На главную =>
К оглавлению =>