Русские танки => Т-80

Т-90 «Владимир»
ОСНОВНОЙ ТАНК


       В начале 1980-х годов на «Уралвагонзаводе» развернулись работы по модернизации основного танка Советской Армии — Т-72. Эти простые надежные и мощные машины составили основу броневой мощи отечественных вооруженных сил. К началу 2000 года танковый парк Сухопутных войск РФ насчитывал 3500 танков Т-80 всех модификаций, около 4000 Т-64 и более 9000 Т-72. «Семьдесятдвойки», которые, безо всякого преувеличения, стали целой эпохой в мировом танкостроении и самыми массовыми последней четверти XX века: всего было выпущено около 30000 танков различных модификаций, получили широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, поставлялись армиям стран Варшавского договора, Сирии, Ираку, Индии, Алжиру, Ливии, Кувейту, Югославии и Финляндии. В ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии.
       Т-72 успешно прошли испытания в условиях крупномасштабных боевых действий в Ливане летом 1982 года, где, управляемые сирийскими экипажами, доказали свое превосходство над бронетанковой техникой американского и израильского производства. Не менее успешно они использовались и в боевых действиях в Ираке в 1991 года. Т-72С из состава дивизии республиканской гвардии Ирака «Тавалкана» в ходе ожесточенного боя в феврале 1991 года на подступах к городу Басра, продолжавшегося двое суток в условиях плохой видимости, фактически нанесли поражение американским бронетанковым частям, остановив наступление войск антииракской коалиции и заставив ее отказаться от планов похода на Багдад. Тогда американцы оставили на поле боя 72 подбитых «Абрамса».
       Однако в 1980-х годах «семьдесятдвойка» стала постепенно отставать от зарубежных и отечественных аналогов, в частности — омского Т-80У и харьковского Т-80УД. Чтобы сохранить Т-72 на уровне современных требований, было необходимо в первую очередь оснастить его более совершенными СУО. Для сокращения времени, снижения стоимости работ и обеспечения унификации вооружения было решено установить на модернизированной машине («Объект 188») комплекс «Иртыш», заимствованный у новейшего танка Т-80У, поступившего в серийное производство в 1985 году. Комплекс пришлось доработать под автомат заряжения, сохранившийся на «Объекте 188» от танка Т-72Б (принятого на вооружение в 1985 году).
       Государственные испытания «Объекта 188» были начаты в 1989 году. Первоначально предполагалось, что после принятия на вооружение новая машина получит обозначение Т-72БУ, однако уже весной 1991 года, еще до распада Советского Союза, танк получил индекс Т-90. Это должно было подчеркнуть качественные отличия новой машины от своих предшественников-танков семейства Т-72.
       На рубеже 1980-1990-х отечественная «оборонка» переживала далеко не лучшие времена. Тем не менее испытания Т-90 отличались высоким напряжением и интенсивностью. Танк продемонстрировал уникальную надежность, пройдя 14000 км без сколько-нибудь серьезных поломок и отказов. Он показал среднюю эксплуатационную скорость, равную 28 км/ч, что значительно превосходило соответствующий показатель других отечественных и зарубежных машин аналогичного класса.
        Серийное производство Т-90 было развернуто на «Уралвагонзаводе» осенью 1992 года. Однако постоянно сокращающийся оборонный заказ не позволил переоснастить российскую армию новой бронетанковой техникой в ощутимых масштабах. По сообщению средств массовой информации, к 2000 году промышленность поставила сухопутным войскам, в общей сложности менее 200 Т-90. В то же время ориентация российского оборонного комплекса на экспорт отразилась и на судьбе Т-90. Машина, сочетающая наиболее современные технологии танкостроения с проверенными временем и боями конструкционными решениями Т-72, не могла не быть востребованной мировым рынком вооружения. Этому способствовало и некоторое замедление прогресса в области развития бронетанковой техники, наметившееся в 1990-е годы: появление танков нового поколения, ожидавшееся в развитых странах на рубеже XXI века, так и не состоялось. Такие государства, как США, Великобритания и Франция, ограничились производством и экспортом модернизированных боевых машин, созданных еще в 1980-х годах. А на фоне М1А2 или «Леклерка» Т-90 выглядит вполне современным танком, ни в чем не уступающим западным аналогам.
       Первой заинтересовалась новым российским танком Индия. С 1980-х годов в этой стране были развернуты работы по созданию собственного основного боевого танка нового поколения — «Арджун». Однако по ряду технических причин в 1998 году производство первой серийной партии этих машин (120 танков) было приостановлено и вряд ли возобновится до 2002 года. В то же время вопрос совершенствования бронетанкового парка индийской армии приобрел еще большую актуальность после того, как во второй половине 1990-х годов главный геополитический противник Индии — Пакистан — начал закупки на Украине 300 танков Т-84 (экспортный вариант Т-80УД Харьковского завода).
        Индия, располагающая 1700 танками Т-72 и Т-72М1 (ими оснащено в общей сложности 37 бронетанковых полков), остановила свой выбор на Т-90С — глубокой модернизации «семьдесятдвойки» (впрочем, в качестве альтернативного варианта рассматривалась и возможность доработки 800 танков Т-72).
        Для испытаний в Индию было направлено несколько танков, отличавшихся от машин, выпускающихся для Российской Армии новыми, более мощными дизелями В-92С2. Индийские танки получили оснащение гусеничными лентами, позволяющими устанавливать новые асфальтоходные башмаки, более современный тепловизионный комплекс управления огнем, а также комплекс радиоэлектронного подавления «Штора-1». Сегодня танк Т-90С рассматривается как перспективная боевая машина индийской армии. Т-90С — результат тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии использования танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта эксплуатации танков Т-72 в различных странах мира. Реализация в Т-90С ряда конструкционных разработок и мероприятий с применением перспективных технологий придала танку новые боевые и эксплуатационные качества. По сравнению с предшественником — Т-72С — боевые и эксплуатационные характеристики новой машины возросли в 1,5 раза.
        Характерными особенностями машины являются предельно высокая техническая надежность всех узлов и агрегатов, а также всего танка в целом; высокая подвижность и маневренность; максимальная преемственность с танками семейства Т-72, что позволяет значительно упростить и удешевить подготовку экипажей.
        Танк сохранил классическую компоновку «семьдесятдвойки». Основное вооружение, а также рабочие места командира и наводчика расположены во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия — в кормовой части корпуса, механик-водитель — в отделении управления в передней части танка. По габаритам и массе Т-90С практически не отличается от танков типа Т-72 и Т-80. Корпус танка — сварной. Днище выполнено штампованным. Верхняя лобовая панель имеет многослойную конструкцию со встроенной динамической защитой.
        Танк получил комплекс динамической защиты третьего поколения, обеспечивающий стойкость при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами М829А2 и DM43A1, входящими в боекомплект танков М1 «Абрамс» и «Леопард-2». Помимо увеличенной стойкости при обстреле моноблочными кумулятивными боевыми частями комплект обладает противотандемными свойствами, защищая Т-90С от новейших противотанковых управляемых ракет. Обеспечивается и защита танка от кумулятивных боеприпасов, атакующих танк сверху (например, авиационных и артиллерийских противотанковых суббоеприпасов). Элементы динамической защиты установлены также на бортовых резинотканевых экранах (по три, а в дальнейшем — по четыре блока с каждого борта). Башня танка Т-90С, конструкционно являющаяся развитием башни Т-72Б, выполнена литой. Ее лобовая часть имеет комбинированную броневую защиту. В кормовой части расположен небольшой круглый люк для выброса поддонов. В передней части башни смонтировано семь блоков и один контейнер динамической защиты. Еще 20 блоков динамической защиты размещены на крыше башни. Место механика-водителя имеет усиленную (по сравнению с Т-72Б) защиту. Оно прикрыто надбоем из водородсодержащего полимера с добавлением бора, лития и свинца.
        Т-90С оснащен 125-миллиметровым гладкоствольным орудием — пусковой установкой 2А46М-2 (51 калибр). Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 400 м, осколочно-фугасными снарядами — до 1000 м. Максимальная дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м — 2120 м.
        Карусельный автомат заряжения пушки (аналогичный используемому на Т-72Б) обеспечивает практическую скорострельность 8 выстр./мин (при ручном заряжении — 2 выстр./мин). Суммарный боекомплект машины составляет 43 выстрела. Он включает бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном 3БМ42 (начальная скорость 1715 м/с, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М (начальная скорость 905 м/с), осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем (начальная скорость 850 м/с, использующиеся совместно с системой дистанционного подрыва «Айнет», значительно повышающей эффективность борьбы с незащищенными целями, в первую очередь — легкими противотанковыми средствами противника), а также противотанковые управляемые ракеты 9М119.
        ПТУР, имеющая систему наведения по лазерному лучу и обладающая трансзвуковой скоростью (340 м/с), обеспечивает поражение неподвижных и подвижных целей (в том числе и низколетящих вертолетов) на дальности 100..5000 м при скорости движения танка до 30 км/ч. Следует отметить, что танк Т-72Б может вести стрельбу ракетами лишь с места или с коротких остановок. По сравнению с вооружением танков типа Т-72 на Т-90С обеспечена возможность быстрой смены ствола без демонтажа всей пушки. Симметричное расположение тормозов отката орудия позволило несколько увеличить точность стрельбы. Пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Комплекс управления огнем «Иртыш» включает СУО 1А42 и систему управления ракетным вооружением 9К119 «Рефлекс».
        Система управления огнем (СОУ) обеспечивает автоматический ввод поправок в параметры стрельбы. При этом учитываются скорость танка, дальность до цели и ее угловая скорость, температура воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра, температура заряда, угол наклона цапф орудия, а также степень износа канала ствола. СУО включает дневной прицел-дальномер 1Г46, поле зрения которого стабилизировано в двух плоскостях, цифровой баллистический вычислитель 1В528-1, а также двухплоскостной стабилизатор орудия «Жасмин».
        В башне танка установлен ночной активно-пассивный прицел наводчика «Буран-ПА» (вместо которого может монтироваться тепловизионный прицел «Агава-2»), а также прицельно-наблюдательный комплекс командира танка с прицелом круглосуточного действия «Агат-С». Замена активно-пассивного прицела на тепловизор позволяет увеличить дальность обнаружения целей на поле боя с 1500 м до 2500 м (что приближается к лучшим зарубежным стандартам). Однако высокая стоимость отечественного тепловизионного оборудования и недостаточная мощность производственной базы не позволяют укомплектовать прицелами все танки. Вспомогательное вооружение Т-90С, предназначенное для борьбы с открытыми и легкобронированными целями, включает пулемет «Утес» (12,7 мм, боекомплект — 300 патронов), размещенный в закрытой установке, позволяющей командиру вести огонь, наводя оружие посредством приводов дистанционного управления, не открывая люка танка. Пулемет обеспечивает поражение воздушных и наземных целей (в последнем случае он может работать в стабилизированном режиме). Имеется традиционный для отечественных танков спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет (боекомплект — 2000 патронов). Внутри танка в специальной укладке размещены автомат, сигнальный пистолет и десять ручных гранат типа Ф-1.
        Танк имеет развитый комплекс обеспечения боевой живучести, включающий броню, систему встроенной динамической защиты (ДЗ), быстродействующую систему автоматического пожаротушения «Иней», новейший комплекс противоатомной защиты и другое оборудование.
        Боевая живучесть машины значительно возрастает и за счет оснащения ее комплексом оптикоэлектронного подавления «Штора», который защищает машину от противотанковых ракет с командными полуавтоматическими системами наведения (TOW, HOT, «Милан», «Дракон») или ПТУР с лазерным полуактивным самонаведением AGM-65 «Мейврик», «Хеллфайр» и т.п.). В состав комплекса вошла станция оптоэлектронного подавления (СОЭП) ОТШУ-1 и система постановки аэрозольной завесы (СПЗ). Станция оптоэлектронного подавления является источником модулированного ИК-излучения с параметрами, близкими к параметрам тепловых трассеров противотанковых ракетных комплексов типа «Милан», «Дракон» и т.п. Воздействуя на ИК-приемник полуавтоматической системы наведения противотанковых ракетных комплексов, она срывает наведение ракет. СОЭП обеспечивает постановку помех в виде модулированного ИК-излучения в секторе ±20°. От оси канала ствола по горизонту и на 4,5° — по вертикали. Кроме того, ОТШУ-1, два модуля которой размещены в передней части башни танка, обеспечивает ИК подсветку в темное время суток, ведение прицельной стрельбы при помощи приборов ночного видения, а также может использоваться для ослепления любых (в том числе и малогабаритных) объектов.
        Система постановки аэрозольной завесы, предназначенная для срыва атаки таких ракет, как «Мейврик», «Хеллфайр» и артиллерийского корректируемого 155-мм снаряда «Копперхед», реагирует на лазерное излучение в пределах 360° по азимуту и -5/+25 — в вертикальной плоскости. В ее состав входят два оптических блока приема лазерного излучения точного целеуказания ТШУ-1-11, два сдвоенных оптических блока грубого целеуказания ТШУ-1-1 и аэрозольные гранаты 3Д17, выстреливаемые из стандартных 81-мм пусковых установок системы дистанционной постановки дымовой завесы «Туча» (12 мортирок укреплены по бортам корпуса с углом наклона 12° к горизонту).
        Оптические блоки смонтированы на башне таким образом, чтобы обеспечить прием лазерного излучения в секторе 360°. Полученный сигнал с большой скоростью обрабатывается блоком управления, при этом определяется направление на источник облучения. Система автоматически определяет оптимальную пусковую установку, вырабатывает электрический сигнал, пропорциональный углу, на который следует довернуть башню танка с гранатометами, и выдает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55-70 м, через три секунды после отстрела СОЭП действует только в автоматическом режиме, а система постановки аэрозольной завесы — в автоматическом, полуавтоматическом и в ручном режимах.
        Реализован комплекс мероприятий, снижающих радиолокационную, ИК и оптическую заметность танка. В частности, машина окрашена по специальной технологии, искажающей ее внешний вид в видимом и ИК-диапазонах спектра.
        В настоящее время на серийных танках Т-90С устанавливаются многотопливные 12-циллиндровые дизели, разработанные Челябинским СКБ «Трандизель» В-84МС мощностью 840 л.с. В отличие от двигателей, устанавливавшихся на Т-72, дизели В-84МС имеют пониженную тепловую заметность (обеспечивающуюся применением сильфонов на коллекторах, позволяющих смешивать выхлопные газы с воздухом, что улучшает тепловой режим работы коллекторов и существенно уменьшает ИК-сигнатуру танка). Практически не теряя мощности, двигатели могут работать как на дизельном топливе, так и на бензине, керосине и других топливах.
        К 2000 году на ОАО «Челябинский тракторный завод» был создан и успешно прошел государственные испытания новый, более мощный (1000 л.с.) танковый дизель В-92С2, предназначенный для установки как на танках Т-90С, так и на модернизируемых Т-72. Четырехтактный V-образный 12-циллиндровый дизель с жидкостным охлаждением и газотурбинным наддувом сохранил габариты (1466х896х902 мм) и массу (1020 кг) своих предшественников — В-46-6 и В-84МС. При этом у нового двигателя существенно снизился удельный расход топлива (со 180-182 г/л.с.ч до 156 г/л.с.ч). Запас крутящего момента возрос с 9-18% до 25-30%. При этом степень унификации с двигателями В-46-6 и В-84МС составила 74,6%, что позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся ремонтную базу и запчасти.
        Топливо размещается в баках общей емкостью 1600 л (в том числе в корпусе, защищенном броней — 705 л). Кроме того, на кронштейнах в кормовой части корпуса машины могут размещаться две сбрасываемые бочки с топливом емкостью по 200 или 275 л. На Т-90С практически без изменений сохранилась механическая планетарная трансмиссия, применяемая на Т-72Б, а также ходовая часть этого танка. Опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава, на 10 мм шире, чем на Т-72Б, что несколько улучшило баланс нагрузок на ходовой части машины. Могут использоваться гусеницы как с резино-металлическим, так и с открытым шарниром. Танк может комплектоваться колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7. Чтобы исключить поражение механика-водителя при подрыве на мине (под днищем или гусеницами), его сиденье выполнено подвешенным к крыше корпуса, а в днище танка сформированы специальные выштамповки, повышающие жесткость конструкции.
        Т-90С оснащен встроенным оборудованием самоокапывания, а также оборудованием для подводного вождения танка (обеспечивается преодоление водоемов глубиной до 5 м и шириной до 1000 м).
        Связное оборудование включает УКВ-радиостанцию и УКВ-приемник. На командирском танке Т-90СК монтируется дополнительная радиостанция , навигационная аппаратура, а также автономный агрегат питания. Оборудование, установленное на командирском танке, обеспечивает поддержание одновременной связи по трем каналам (дальность связи в движении — 50-250 км, на стоянке — 250 км), а также непрерывную автоматическую выработку и индикацию координат.
        Танк Т-90С имеет потенциал дальнейшего развития. В ближайшее время серийные машины должны получить новый дизель В-92С2. Можно предположить, что будет внедрен ряд усовершенствований в систему управления огнем (созданную еще в 1980-х годах), а также в комплекс связного оборудования. Неизбежным является и внедрение приемника спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, обеспечивающей высокую точность и надежность навигации.
        В настоящее время ведутся работы по повышению эффективности вооружения танка. В частности, разрабатывается выстрел с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом, имеющим новую схему ведения. Удлиненный корпус снаряда, выполненный из вольфрамового сплава, и метательный заряд из высокоэнергетических порохов увеличивают бронепробиваемость по сравнению со снарядом 3БМ42 на 20%.
        Введение в боекомплект танка осколочно-шрапнельных снарядов с электронным дистанционно-контактным взрывателем позволит повысить эффективность борьбы с малоразмерными танкоопасными целями, а также боевыми вертолетами. Такой снаряд обладает большей эффективностью по сравнению с осколочно-фугасным снарядом традиционного типа. К тому же при установке взрывателя на контактное срабатывание он обладает проникающим действием по различным типам преград.
        Т-90С разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.
        Для танков Т-90С характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья; минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.
        Российский ракетно-пушечный танк Т-90С, воплотивший в своей конструкции передовые научно-технические решения, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90С разработаны и поставлены на серийное производство модернизированная инженерная машина разграждения ИМР-3 и ИМР-3М, создана не имеющая аналогов в мире бронированная машина разминирования БМР-3М.

Характеристики Т-90
Боевая масса46,5 т
Экипаж3 чел
Длина с пушкой вперед953 см
Длина корпуса686 см
Ширина378 см
Высота по крыше башни223 см
Клиренс49 см
Забронированный объем11,04 м3
Максимальная скорость по шоссе60 км/ч
Запас хода по шоссе700 км
Преодолеваемые препятствия:
- максимальный угол подъема300
- максимальный угол крена250
- ширина преодолеваемого рва2,8 м
- высота вертикальной стенки1,0 м
- глубина брода (без подготовки)1,2 м
Среднее удельное давление на грунт0,938 кгс/см2


На главную =>
К оглавлению =>